Полковничьи водопады и окрестности 1.05.2015.
ГлавнаяПолковничьи водопады и окрестности 1.05.2015.

ГлавнаяСтатьиОтчётыГалереяФорумТрекиНовостиСсылкиО сайте

ОтчётыФото

В этом году майские праздники оставались без всяких мероприятий ввиду непредвиденных обстоятельств. Но в последний момент я к великой своей радости был приглашён в планирующийся ПВД на Полковничьи водопады. Один день как-никак выделить на это дело удавалось, тем более, что на этих водопадах я ни разу не был. Поэтому 1 мая мы в составе четверых человек и одного четвероногого друга отправились в хутор Полковничий.
       До старта добрались практически без приключений, если не считать гигантской пробки из шашлычников в Саратовской, благодаря которой я впервые прогулялся по станице вдоль трассы пешком. После Горячего ключа количество автомобилей упало до приемлемого уровня, что позволило относительно быстро доехать до Полковничьего. Уже на подъезде к хутору начался довольно приличный дождь, но Наташа утверждала, что он должен закончиться в тот момент, как начнётся пешая часть нашего мероприятия. Автомобиль решено было оставить у предпоследнего дома, там, где по описаниям на улице растут кактусы. Вместо кактусов у ворот росла какая-то тропическая экзотика, названия которой я не знаю, несмотря на то, что у меня во дворе растёт такая же. Договорившись с хозяином дома об оставлении автомобиля, быстро позавтракали и пошли вверх по течению реки Каменистой.
       Попытки не замочить ноги потерпели неудачу если не на первом, то на втором броде точно. Вернее, это был не брод: мы просто шли по руслу, иногда переходя на берег. Сначала речка ничего особенного из себя не представляла, всё как и на других водных объектах в этих краях: камни, кустарники по берегу, дорога по руслу. По дороге, видимо, возят летом матрасников, желающих посмотреть на пересохшие водопады. В одном месте на трухлявом дереве попался знак «Кирпич», а дальше мы вообще обнаружили шлагбаум, который, правда, был открыт. Вопреки многочисленным отчётам никаких табличек об «экологических сборах на пропитание местному населению» я не увидел, но, возможно, летом ситуация поменяется. А тем временем русло стало более интересным. По бокам стали появляться скалы, высотой в несколько десятков метров, за которыми ничего не было. Казалось, что если перелезть небольшой гребешок, то за ним будет точно такая же речка. Не знаю, то ли это действительно голые скалы, за которыми текут ручьи, то ли виноват был туман, сплошь покрывавший соседние горы, из-за чего выше двухсот метров ничего не было видно. Один раз попался интересный грот. Как сказал Саша, он лежал в нём и ждал, пока кто-нибудь не придёт и не сфотографирует, но лежать ему надоело, никого он не дождался и ушёл дальше.
       Тем временем отметка о первом водопаде приближалась, до неё оставалось несколько десятков метров. Но перед тем, как увидеть водопад, нам попался большой навес, под которым, скорее всего, положено обедать отдыхающим, когда их привозят поглазеть на водопады. Сам же первый водопад представляет из себя большую плиту, с которой стекает широким потоком вода. Высота у него небольшая, но она в полной мере компенсируется шириной. Сделав несколько фото, надо было продолжать путь. А чтобы его продолжать, надо было лезть в обход, цепляясь за натянутый по левому берегу трос. Мне такой вариант не очень понравился, а Марте тем более, поэтому нами был найден путь по противоположному берегу, где от навеса отходила дорога наверх, а после резко вниз, но уже над водопадом. По пути до следующего водопада река предоставила нам множество красот в виде родников, бьющих из скалы, порогов и водобойных ванн. Изначально я планировал открыть в одной из этих ванночек купальный сезон, но погода как-но не радовала. Однако же, когда смотришь на прозрачную, как стекло, воду, желание нырнуть туда обязательно возникает. Скоро из-за поворота показался небольшой левый приток, в устье которого расположился небольшой водопадик. Думаю, что во время сильного дождя он представляет более впечатляющее зрелище, но и таким мы были рады его видеть. А ещё через несколько минут мы подошли ко второму водопаду на основном русле. В этом месте скалы сходятся, пропуская реку через узкий проход, что создаёт мощный, хоть и неширокий напор воды. Благодаря этому перед водопадом образовалась большая ванна, которую при таком количестве воды трудно было обойти. Полюбовавшись на водопад, я решил обходить его поверху, где с удивлением для себя обнаружил тропу, по которой мы все и перелезли выше водопада. Уже стоя над ним я подумал, что неплохо было бы прыгнуть в воду прямо сверху, знать бы только глубину и не оббегать снова по окольной тропе. Ведь, когда воды будет меньше, такой прыжок, скорее всего, станет опасным.
       Вскоре по левому берегу показался ещё один приток, на котором, если верить описаниям, есть высокий водопад. Я полез проверить, и не ошибся – вскоре все мы стояли около скальной стены высотой около пятнадцати метров, с которой стекала вода. Интересно, что прямо по водопаду ловко прыгала маленькая птичка, выискивая себе пропитание среди скудных водорослей и мха. Как её не сносит водой для нас осталось загадкой. Посидев несколько минут, двинулись дальше по основному руслу, где нас поджидал ещё один водопад. А вот и он. Количество воды здесь было меньше, чем в предыдущих водопадах, но всё же достаточное для создание эффектного зрелища. Пока ребята начали доставать обед, я всё же решился и нырнул в холодную воду, которая оказалась далеко не такой ледяной, как я предполагал. Однако, кроме меня никто на этот шаг не решился, и я предстал в глазах остальных настоящим моржом. Пообедав и сделав общее фото на память, мы перешли ко второй части нашей прогулки, которая должна была происходить уже вдали от русла на хребте.
       Чтобы уйти из ущелья наверх, пришлось вернуться чуть-чуть назад, обойдя скалы, образующие в этом месте узкий каньон. Тропы никакой в этом месте не было, и мы полезли вверх практически напрямую, стараясь выбирать наименьший уклон. Нам нужно было набрать всего-то двести метров высоты, но крутой склон и грязь резко усложнили эту задачу. Поднимались мы, наверное, больше получаса, цепляясь за ветки, корни и всё, что попадалось на пути. Но вот, наконец, мы на гребне. С одной стороны мы были рады неожиданно появившейся качественной тропе, пришедшей от соседней вершинки, а с другой – вида вокруг не было никакого из-за густого тумана, накрывшего нас наверху. Ничего не оставалось, как идти по тропе к нашей следующей цели – горе Свистунова, до которой было совсем недалеко. Поначалу всё шло просто отлично, настроение у всех было приподнятым, но вскоре началось веселье, заключающееся в исчезновении тропы! Она просто растворилась, не дойдя до вершины почти километр. Решив, что здесь бесконтрольно разбрелось стадо матрасников, мы просто пошли по хребту в нужном нам направлении. Так или иначе, в четыре часа мы достигли вершины, где присели отдохнуть, и, пользуясь появившейся связью, позвонить домой. Тропы так и не было, но идти по лесу было довольно комфортно, даже туман начал понемногу рассеиваться. После привала мы быстро двинулись дальше, но не тут-то было.
       Сначала мы набрели на кабанью тропу, чем начали пугать Наталью, которая, как выяснилось, боится крупного лесного скота. Тропа оказалась очень кстати и вывела нас на место кормёжки, сплошь изрытое свиньями. А рядом с этим местом нам попался совсем интересный участок, который был заботливо очищен от ежевики и вскопан лопатой. Площадь перекопа составила не меньше десяти квадратных метров. При этом больше никаких следов присутствия человека мы здесь не нашли, не было даже никаких следов подхода с какой-либо стороны. Почему-то мне подумалось, что здесь либо поработали люди с металлоискателем, нашедшие что-то представляющее историческую ценность, либо здесь располагается какая-то тайная делянка, что совсем нелогично. Так и не поняв, что это, мы пошли дальше к горе Три брата. Где-то через двести метров лес вдруг расступился, и перед нами возник замечательный вид на село Горское и Джубгу. Идти стало гораздо веселее и легче, ведь начался резкий спуск. Все буквально побежали вниз, но не прошло и пяти минут, как что-то меня смутило. Мне вдруг показалось, что гора Три брата остаётся слева, а между её вершиной и нами пролегает глубокое ущелье. Достав навигатор, я убедился в своей правоте и сказал остальным, что надо подниматься назад. Сначала все восприняли это как шутку, но уже через несколько минут поняли, что делать нечего, надо лезть наверх. Забравшись назад на хребет, я начал прикидывать, где бы мы могли ошибиться, но ничего в голову не приходило. Трек на навигаторе показывал, что надо идти прямо в пропасть, да тут ещё и туман снова накрыл окрестности, снизив видимость до нескольких десятков метров. Ища варианты дальнейшего движения, мы потеряли больше получаса, в итоге Саша, забравшись в какие-то дебри, нашёл узкий отрок с крутым спуском, по которому и решено было идти. Этот случай является доказательством того, что даже с навигатором можно залезть в такие дебри, что мало не покажется.
       Склон резко приобрёл гораздо более вертикальный характер, нежели того хотелось. Хотя, если верить карте, то в этом месте должно было быть что-то подобное. Пока я, цепляясь за ветки, спускался вниз, обнаружилась одна интересная вещь: туман над нами рассеялся, но при этом влага из воздуха вдруг резко стала оседать на всём, чём можно! Мокрым, как после ливня стал лес, одежда, откуда-то вынырнула собака, которая тоже имела вид, будто только что она переплывала глубокий водоём. В итоге все намокли. От этого, а также от того, что до захода солнца оставался лишь час, народ сзади начал возмущаться моим поведением. Я уже думал подождать их и объяснить, что я думаю по поводу некоторых слов, но сдержался, а чуть позже удалось уговорить всех, что такая засада является частью общего плана похода. Когда мы проходили в районе горы «Три брата», то наши зрачки стали расширяться от недостатка света, и я принял решение резко спускаться напролом. Впрочем, этот путь почти совпадал с забитым в навигатор треком. Несколько минут ругательств, и вот мы уже слезли в какую-то балку, из которой пришлось перебираться на соседний отрог. Ещё мгновение, и к счастью моему обнаружилась старая дорога, которая вскоре закончилась так же резко, как и началась. Казалось, что темнота вот-вот накроет нас окончательно, а без фонарей будет немного тяжко. Но ничего, вот уже внизу показалась белая полоса дороги, идущей вдоль реки. Выйдя на эту дорогу, мы пошли на восток к посёлку, но вскоре пришлось вернуться, так как начавшийся длинный забор и ушедшая вверх дорога не давали нам достигнуть цели. Сто метров назад сделали своё дело, и вот мы уже в знакомом русле, а до автомобиля осталось метров двести.
       Ура! Всё закончилось благополучно! Несколько минут на сборы и ужин, прощание с хозяевами дома с экзотическими растениями, и мы выезжаем в сторону Краснодара. Два часа, и я, попрощавшись с остальными, пошёл домой. Марта, видимо, не нагулялась, пришлось ловить и загонять принудительно, но вскоре я уже сидел над ноутбуком и обрабатывал фотографии. Вот так прошло моё знакомство с рекой каменистой и Полковничьими водопадами. В следующий раз надо будет пройти по руслу реки до конца и подняться на Гебиус, чтобы всё же посмотреть на море, если позволит погода.

Случайный отчёт:

09.05.2013 - 12.05.2013 День Победы на Тхачах.

Случайное фото:

Статистика:

Экстремальный портал VVV.RU

© Ближе к природе 2008-2024.