Штольни и Папай 14.07.2013.
ГлавнаяШтольни и Папай 14.07.2013.

ГлавнаяСтатьиОтчётыГалереяФорумТрекиНовостиСсылкиО сайте

Отчёты

Как ни странно, при всей моей любви к подземельям я до этого дня ни разу не посещал эти места. А находятся они среди прочих ближе всего к моему дому, буквально в часе неспешной езды на машине. Многие бывали тут, исследуют подземную инфраструктуру, раскапывают новые проходы, а я читаю обо всём этом и никак не поеду лично взглянуть. Нет, так нельзя, надо исправлять положение.
       По имеющейся информации на осмотр ртутных разработок не должно было уйти много времени: полдня максимум. А потому было решено совместить посещение места добычи киновари с прогулкой в сторону Папайского перевала, восхождением на Папай, спуском в Папайскую щель и последующим возвращением в Новый. Маршрут выходил насыщенный, но вполне осуществимый. Собралось в итоге четыре человека: Я, Линочка (наконец-то мы поехали вместе!), Саша и его друг Макс. Вот в таком составе оказались мы в десять часов в Новом, вернее, в Сосновой роще. Оставив машину под соснами около одного из дворов, хозяин которого пообещал приглядеть на нашей лошадью, быстро выдвинулись в путь.
       Дорога до штолен оказалась на редкость хорошей, при желании можно проехать даже на легковом авто с относительно высоким клиренсом. Как-то незаметно за час добежали мы по лесу до открытой возвышенности, заваленной щебнем. Этот щебень вывозили когда-то из шахт и бросали прямо здесь за ненадобностью. Впереди виднелась вершина горы Сахалин, в сторону которой нам надо было двигаться дальше, а пока… пока нам предстояло найти подземелья. Первый вход я нашёл чисто интуитивно: пошёл куда ноги несут и вышел прямо на входной портал, залитый водой и заваленный грунтом. Благо чуть выше был прорыт подкоп, куда мы и залезли для осмотра штольни. Пробыли мы внутри недолго, опасаясь обвала, вероятность которого тут имеется. После вылезли наверх и пошли на пригорок, на котором находится резервуар для воды (при этом, как оказалось, пропустили ещё один вход немного западнее, но о нём я даже не подозревал). Резервуар оказался интересным сооружением, нечто подобное я видел в городе под фонтанами. Я даже пожалел, что не взял длинную верёвку, очень уж хотелось спуститься к воде (кстати, отличное место для полевой тренировки). Задерживаться не стали, так как впереди нас ждала самая известная штольня этих мест, состоящая из двух входов, укреплённая бетоном и содержащая остатки рельсового пути для вагонеток. Нашли мы её, осмотрели, сфотографировались на память. На этом диггерская часть вылазки была окончена. Осмотр получился довольно поверхностным, но в основной массе интересующая нас информация была получена. Теперь надо было идти в Сторону Папая.
       Дорога в сторону Сахалинского месторождения отходит от дороги на Папайский перевал сразу же за Новым, поэтому у нас было два пути: вернуться на дорогу или же «пройти» по гребню и найти прямую дорогу. Конечно, мы выбрали второй вариант, тем более, что на карте, отслеженной около 30 лет назад, дорога была обозначена. От последней штольни вылезли в лоб на гребень, откуда попали на просеку, ведущую в нужном нам направлении и, обрадованные этим, пошли вверх. Вскоре наш отряд попал на огромную поляну, где некогда велась открытая разработка киновари. Если верить карте, то где-то совсем рядом нас поджидал ещё один вход, но видно его не было. Привлекла моё внимание и какая-то промоина на западной стороне поляны (вода вытекает там из какой-то дыры), но посовещавшись, решили оставить поиски на следующий раз. От края поляны мы пошли по дороге вверх, но вскоре из-за глубокой колеи и высокой травы пришлось свернуть в лес, порадовавший нас огромным количеством спеющей ежевики и разочаровавший тучей комаров. Так и ползли мы по лесу наверх, преодолевая буреломы; в одном месте наткнулись на карстовую воронку, хотя в этих местах я их никогда не видел, время от времени выходили на звериные тропы, облегчавшие нам путь, пока одна тропа не завела нас на практически вертикальный склон. Пришлось доставать карту и сверяться, ибо такой засады я ожидать не мог никак. Оказалось, что мы загребли немного в сторону (как обычно бывает в первый раз) и вылезли по закону подлости на самую верхнюю точку в округе. Делать было нечего, оставили тропу и спустились назад, где почти сразу вышли на неплохую, но жутко заросшую просеку, вдоль которой и пошли. Как только мы перевалили хребтик, дорога стала заметно лучше, было видно, что по ней ездили, быть может, даже несколько лет назад. Мы буквально побежали вниз навстречу хорошей дороге, идущей вдоль реки Хабль и вскоре уже сидели на привале под старым мостом.
       Здесь все единогласно решили, что пора и пообедать. Так и сделали, потратили минут двадцать на приём пищи, во время которого с неба упало несколько капель дождя, но мост нас спас от намокания. Кстати, мосты здесь местами неплохо сохранились. Сделанные более, чем полвека назад, они до сих пор выдерживали автомобили, не говоря уж о велосипедистах и пешеходах.
       В течение оставшегося времени нам предстояло выполнить ещё один пункт плана: сходить на вершину горы Папай. Дорога, по которой нам предстояло идти дальше, была хорошо видна благодаря регулярно мотавшимся тут вездеходам. А вот, кстати, и они: Нива и старый УАЗ, за рулём которого гордо сидит юноша лет пятнадцати и то и дело загоняет машину в грязь, которой тут предостаточно. Автомобили скрылись за поворотом, а мы пошли в направлении Папайского перевала, от которого начинается тропа на вершину. Где-то через час мы были около Папайской щели. Здесь, кстати, есть охотничьи домики и несколько водопадов, на которые мы также собирались посмотреть. Но это должно было быть на обратном пути, а сейчас надо подниматься вверх по склону, куда уходила основная дорога.
       Вот и перевал. Я никогда здесь не был, но выглядел он один в один так, как я его себе всегда представлял: дорога резко меняла направление по вертикали и уходила вниз, а слева имелась небольшая полянка, от которой в направлении вершины уходил волок. Дальше, похоже, надо было идти по нему, что мы и сделали, но вскоре оказалось, что тропа уходит выше, зато она хорошо маркирована, что значительно облегчит нам ориентирование на местности. Полчаса прогулки по лесу, и мы оказались на лугу. Справа от нас возник обрыв: это была одна из скальных стен, которыми знаменит Папай. Про эти скалы в Новосадовом даже складывают байки и легенды для туристов, одна лишь история про секретный завод чего стоит. Тропинка пошла траверсом, затем вверх, обходя очередной скальный выход, затем опять вверх. Виды становились всё лучше и лучше, Саша с Максимом начали задавать вопросы про «шары» на Коцехуре. Странно, но никого не беспокоила гроза на востоке. Молнии то и дело били по соседним хребтам, видно в районе Красной речки уже вовсю поливает. Сначала я думал, что грозовой фронт обойдёт нас стороной, но вскоре начал сомневаться. Посовещавшись с Линой, решили в случае чего, дойдя до памятника и пещеры, спускаться сразу в Папайскую щель…
       Дальше всё происходило слишком быстро, чтобы долго думать. Посмотрев на главную вершину, я её не увидел, так ка она оказалась закрыта внезапно начавшимся там ливнем. И ливень этот двигался в нашу сторону. Особенно смутил удар молнии по хребту в районе главной вершины, после чего никому ничего объяснять не пришлось: все дружно развернулись и пошли вниз по уже знакомой тропе. До памятника и пещеры не дошли метров сто, наверное, но попасть под удар молнии не очень хотелось, да и вида с вершины под дождём не будет никакого. Жаль, конечно, что вторая часть вылазки по сути дела провалилась, зато есть повод вернуться в эти места.
       Первые капли дождя достали нас ещё на спуске, а когда мы оказались на перевале, полило, как из ведра. В течение часа мы просто бежали по дороге в сторону Нового, промокли насквозь, а Максим очень переживал за планшет, которому в воде жилось не очень. Размокшая грязь на дороге хватала за ноги, пыталась забрать себе обувь, а ручейки, которые мы перескакивали пару часов назад, превратились в бурлящие потоки коричневой жижи. Когда до посёлка оставалось чуть больше четырёх километров, дождь постепенно сошёл на нет, а на обочине была замечена импровизированная скамейка из доски, расклиненной между двумя стволами одного дерева. Тут все поняли, что хотят есть и остановились на привал с перекусом, после которого продолжили путь.
       Около восьми вечера мы всё же добрались до машины, поблагодарили нашего нового друга за предоставленную стоянку, выведали у него немного ценной информации по поводу штолен. Но на этом наши приключения не закончились. Откуда ни возьмись, нас облепил рой комаров. Насекомых было так много, что ещё в течение долгого времени мы ловили их в закрытой машине по пути домой. Но ни укусы насекомых, ни расцарапанные в ежевике конечности, ни ливень, не давший нам дойти до вершины, не затмили положительные эмоции от данного путешествия, которое так запомнилось именно благодаря приключениям.
       P. S. Осенью уже с Бродяжником был осуществлён повторный выезд на штольни с более детальным осмотром и спуском в подземный резервуар, о чём можно почитать здесь.

Случайный отчёт:

12.04.2009. День космонавтики в Черноколово.

Случайное фото:

Статистика:

Экстремальный портал VVV.RU

© Ближе к природе 2008-2024.