Обход Тхача 15.04.2011 - 17.04.2011.
ГлавнаяОбход Тхача 15.04.2011 - 17.04.2011.

ГлавнаяСтатьиОтчётыГалереяФорумТрекиНовостиСсылкиО сайте

ОтчётыФотоТрек

Всё началось ещё в начале марта, когда я вдруг узнал, что в следующем месяце меня выгоняют в отпуск. Это само собой означало, что никакого похода на майские праздники в этом году не будет. Оставалось только одно: идти в апреле. Изначально в планах был Туапсинский район, уж очень мне хотелось посмотреть на тамошние водопады и дольмены, а по осени пойти в район массива Тхач, так как туда тоже хочется, только без своего транспорта не получается. Но время моего отпуска шло, а количество желающих пойти в горы стремительно таяло. Я уже собрался, было, идти один, как вдруг на меня свалилась удача: мне позвонил Евгений Молоток (коллега по работе, желающий погулять по горам) и сказал, что он с женой и кем-то ещё хотят пойти в середине апреля в поход, но не знают, куда. Условие у Жени было только одно: куда-нибудь повыше. Как-то сходу я с Туапсе передумал и предложил выдвинуться на Тхач при условии, что поедем на его машине. Согласие было получено через несколько секунд, на том и договорились. В течение недели была получена вся необходимая информация о местах пролегания будущего маршрута, найдены треки и описания достопримечательностей. Смущало только одно: почти все ходившие там туристы предвещали поистине огромное количество воды в реках Сахрай и Куна и советовали их обходить через гору Корыто и поляну Шестакова. Имелась информация от группы, прошедшей в тех местах в начале апреля, что сейчас маршрут вполне проходим несмотря на относительно большое количество снега в этом году, что, как следствие, может осложнить переправу через горные реки. Тпк или иначе, сомнения оставались, но мне так хотелось идти вдоль стены Тхача, что решено было действовать по обстановке уже на месте.

15.01.2011. День 1.

Ничего удивительного не было в том, что в назначенный день в сторону начальной точки нашего пути выдвинулись только двое. Как это всегда бывает, все сомневающиеся в своём участии не участвовали. Ну и ладно, вдвоём, так вдвоём. Путь до Новопрохладного прошёл без всяких происшествий, даже немного с оптимистичными моментами: проезжая Белореченскую ГЭС, огромного бурлящего потока воды мы не заметили. В Даховской немного проехали нужный нам поворот, поэтому Евгений решил использовать навигатор для окончательного поиска Сахрая, хотя большой необходимости в этом не было.
       В конце концов, около 11 часов мы нашли конечную точку нашего подъезда на транспорте, и, въехав в посёлок, стали присматривать подходящий двор для парковки. Дворов таких, было почему-то на редкость мало, однако в первом же «подходящем», договорились с какой-то бабулей за 100 рублей/сутки, что нас вполне устраивало. Далее терпения нашего больше не было – хотелось смотаться куда-нибудь подальше и повыше, поэтому, быстро переодевшись и попрощавшись с хозяевами, выдвинулись по направлению к массиву Тхача. Поначалу ещё в посёлке мы немного сбились с тропы и забрели в чей-то огород, вызвав удивление у местных жителей, но вскоре разобрались и уже через десять минут шли в правильном направлении (следует отметить, что пока мотались по огороду, вверх по течению Сахрая прошли два Урала, могущие нас подвезти). На окраине посёлка прошли двор с неприветливыми среднеазиатскими овчарками и объявлением, предлагавшим доставить всех желающих на лошадях на любую высоту, миновали церквушку, и вот, наконец-то, цивилизация позади! Поход начался!
       Дорога как это ни странно была на удивление сухой, лишь в некоторых местах развезена лесовозами. Пройдя около километра, встретили на вырубке оба Урала, так что пользы нам от них никакой бы не было. И вот, настал момент истины: спуск к реке и первый брод! Здесь нас ожидал приятный сюрприз: мало того, что воды в Сахрае было сантиметров 30, не больше, так ещё и около брода оказался замечательный висячий мостик с кучей навешанных матрасниками тряпочек! Через несколько сотен метров обнаружили ещё один мост, с которого красиво смотрелся участок каньона внизу. Несмотря на то, что мосты существенно увеличили скорость нашего передвижения, в конце концом дорога перед нами подошла к реке и исчезла под водой. Женя, заметив, что метров через сто дорога снова пересекает реку, решил попробовать преодолеть этот участок вдоль берега, а я, недолго думая, последовал за ним. Таким образом мы нарвались на первое в этой вылазке приключение в виде ползанья с рюкзаком по скале, хватаясь за ветки и корни. Оказавшись на горизонтальной поверхности нас ждало новое приключение: Из-за крутого поворота мы сразу не заметили левый приток Сахрая, который, хоть и был не сильно глубоким, но заставил подумать, как перебраться через него не разуваясь, но всё-таки у нас это получилось. Выбравшись на дорогу, я развернул карту и с радостью обнаружил, что мы только что форсировали Куну! Довольные тем, что нам удалось сократить количество бродов, по крайней мере на два, мы вскоре вновь столкнулись с водной преградой, и на этот раз пришлось разуваться. На месте, где некогда располагалась деревня Брилёво, мы увидели лишь поляны, сплошь заросшие черемшой, о посёлке действительно напоминали только яблони с цветущими под ними нарциссами. За остатками посёлка дорога стала более привлекательной, появились живописные пейзажи на реку с многочисленных обрывов, а также стали в изобилии попадаться следы медведей, кабанов и даже волка.
       Долго ли, коротко ли, но через три часа, как и рассчитывали, достигли Тайваня, где пришлось последний раз за поход разуться при форсировании брода. На противоположном берегу пообедали и двинулись вдоль большого Сахрая, который, почему-то оказался меньше маленького, так что через него прыгали далее, не снимая обуви. Через пару километров попались следы бывшей лесозаготовительной деятельности в виде троса с блоками, натянутого над руслом реки (где-то я об этом раньше читал), а вскоре обнаружили и начало подъёма к скале Колокольня, который был когда-то добросовестно промаркирован таким образом: . Подъём оказался на редкость изнуряющим, но вскоре тропа стала более пологой, идти стало приятнее. На высоте 1200 метров начали появляться остатки снежного покрова, сначала в виде совсем маленьких кусочков плотного снега, а к полутора тысячам все ложбинки были занесены слоем до 10 сантиметров, который опять же изобиловал следами косолапых местных жителей. В какой-то момент мы подошли к совсем уж крутому участку подъёма, подняться по которому из-за снега возможности не было. Недолго думая, было принято единогласное решение искать обход завтра, поэтому, найдя свободную от снега полянку под пихтами, в 19 часов на высоте 1500 метров мы расположились на ночлег, развели костёр и, пока не стемнело, решили спились сухое дерево, чтобы костра хватило помимо еды ещё и на сушку вещей. Вот здесь-то меня и подстерегало первое настоящее приключение: костёр получился знатный, жар от него пошёл отменный, но то ли расстояние от костра не рассчитал, то ли дрова при сгорании не в ту сторону свалились, в общем, посмотрев на свои ботинки, я понял, что их уже не спасти. Внутренняя поверхность голенища сгорела почти полностью! Настроение моё, конечно, упало ниже некуда. Женя, увидев, что произошло, начал предлагать мне свои ботинки, но, обувшись, я понял, что дырки не особо-то и мешают, и твёрдо решил, что из-за такой мелочи назад мы не повернём!
       Остаток дня прошёл как-то быстро и незаметно: поели, попили, высушили вещи (спасибо Евгению за костёр) и завалились спать.

16.04.2011. День 2.

Утром при попытке покинуть палатку нас ожидал небольшой сюрприз: несмотря на солнечную погоду, за ночь, откуда ни возьмись, выпало сантиметров пятнадцать свежего снега, превратившего окружающий лес в сказочное зрелище, но засыпавшего неосторожно торчащую из тамбура обувь! Смотрел я на снег и думал, как же пойду наверх в горелых ботинках? Но ещё меньше хотелось возвращаться, так что, наскоро сделав на горелке чай из свежего снега, позавтракали и, около 10 часов, найдя обход крутого участка тропы, выдвинулись в направлении Колокольни. Здесь следует сказать о том, что мои опасения насчёт трудностей с передвижением по снегу не оправдались. Подъём до Колокольни на деле оказался увлекательной прогулкой по заснеженному хвойному лесу с красивыми пейзажами, радовавшими нас в местах, свободных от деревьев. Снег к тому же создал какой-то неповторимый акустический фон, вернее – тишину: кроме редких порывов ветра ничего слышно не было. Часам к 11 нам удалось, не спеша, дойти до поляны около скалы. Здесь я изначально надеялся, что нам повезёт и, может быть, удастся зайти на спину Тхача по существующему здесь подъёму; однако при таком снежном покрове я явно погорячился. Решили идти в сторону балагана Ветреного, как разумные люди, поэтому выдвинулись на юг и почти сразу же потеряли тропу, уперевшись в скальник! Пришлось спуститься ниже, где нами была обнаружена новая марка, на этот раз такая: , но параллельно с ней попадалась и сине-белая.
       Дальнейшее продвижение вдоль марки было не самым правильным решением по нескольким причинам: Во-первых, сопровождалось оно регулярными провалами в снег выше колена, а под снегом зачастую находились камни, то есть, был определённый риск травмировать нижние конечности (об этом меня, кстати, предупреждали заранее). Во-вторых, марка то и дело терялась, мы долго не могли понять, зачем наносить её в сотнях метров друг от друга, поняли только тогда, когда Женя с нескрываемым весельем обнаружил спасительную отметку на камне под полуметровым слоем снега. На свежем снегу неоднократно попадались следы медведей и оленей. Один из медвежьих следов был уж больно свежим, зверь перешёл нам дорогу всего несколько минут назад и направился в сторону скал, так что, скорее всего, он находился в сотне-другой метров от нас! Мы даже остановились и стали прислушиваться, не копошится ли мишка где-нибудь за камнями, но косолапый присутствия своего никак не выдавал! Интересно, зачем в апреле подниматься на такую высоту, когда внизу уже вовсю кипит жизнь и пищи должно быть в достатке? В 13:30, когда марка в очередной раз исчезла, остановились на обед, выпили чаю с «Коровками». После обеда нас поджидало незабываемое веселье! Наконец-то мы выбрались из зоны леса на поляны, и в силу отсутствия в навигаторе куска трека, а также не слишком большого опыта хождения по снегу, решили идти напролом. Может быть при наличии у нас снегоступов, наш поступок был бы оправдан полностью, но без каких-либо приспособлений мы начали регулярно проваливаться почти по пояс! С ругательствами в течение полутора часов мы пробирались через две полянки, которые без снега могли просто не заметить! Добравшись до ручейка, попили воды и решили, что дальше так нельзя: надо подниматься выше. Пришлось карабкаться по крутому склону, набирая больше ста метров высоты, однако это было всё равно легче, чем утопать по пояс в снегу. Этот подъём безусловно стал для нас самым суровым испытанием за весь поход. Ввиду трудностей на данном участке пути поняли, что до горы Соколова (а именно там мы хотели сегодня остановиться) нам никак не успеть, так что останавливаемся в первом же балагане, какой увидим (здесь не лишне будет упомянуть о том, что Ветреный благополучно остался где-то сзади, так как, сбившись с тропы, мы загребли явно ниже). Но вот финальный подъём вдоль стены преодолён, я настоятельно потребовал сделать на этом месте привал! Упав на рюкзак, я тупо смотрел в небо и восхищался летевшими надо мной… ласточками! Да, им, видимо, не холодно на высоте ближе к 3000 метров, так что могли бы в Африку на зиму и не летать. Полежав несколько минут, двинулись дальше. Сил у нас заметно прибавилось, настроение поднялось, так как впереди был ясно виден перевал между Тхачами, который вместо снега был покрыт остатками прошлогодней травы. Преодолев сыпуху и последний заснеженный участок леса, нам удалось-таки выйти к точке, на которой изначально планировалось обедать. Правда, в этом месте из-за отсутствия каменной преграды свирепствовал ветер, так что задерживаться долго не стали. Сфотографировали окрестные горы, в том числе просматривавшийся из-за облаков Эльбрус, порадовались, что не пошли через Корыто и Малый Тхач, ибо снега тогда на нашем пути было бы по пояс, не меньше ещё вчера, и пошли в обход вершины, на которую, к сожалению, приняли решение подняться в следующий раз. По навигатору до балагана около горы Соколова оставалось около трёх километров, сначала были мысли идти всё же туда, но, в конце концов победило желание ночевать в палатке. В поисках подходящего места для ночлега мы начали спускаться к верхней границе леса. Пока спускались, вспомнил я о том, что в марте туристами в этих краях был замечен кавказский тетерев, и, надо же, в тот момент, когда я Евгению об этом рассказывал, ниже по склону взлетела одна из этих птиц! Так что мы его тоже увидели, жаль только, сфотографировать не успели.
       В общем, около 19:30 нам удалось-таки найти подходящее место для ночёвки у одного из истоков реки Тхач на высоте 1670 метров с обильным сухостоем в округе, так что костёр для сушки вещей был обеспечен. Несмотря на усталость, мы просидели у костра несколько часов, и полезли спать, наверное, ближе к полуночи. На этот раз я предусмотрительно отодвинул обувь подальше от костра и снега…

17.04.2011. День 3.

…И не зря! Утром, еле-еле переборов желание поспать до обеда, вылез я из спальника из-за того, что Женя утверждал, что палатку засыпало снегом. Выглянув наружу я смог воочию убедиться в его правоте: мы оказались в эпицентре снегопада, причём засыпало нас за эту ночь посильнее, чем за предыдущую. Ни о каком костре речи быть не могло, так что приготовив в палатке чай, позавтракали, быстро собрались и пошли в сторону горы Соколова. Поначалу мы боялись, что будем проваливаться по пояс в свежий снег, однако наши опасения оправдались только при пересечении истока реки Тхач уже непосредственно перед горой Соколова. Проходя мимо горы, заметили балаган, стоящий немного ниже нашего пути, спускаться к нему не стали. Метель тем временем значительно усилилась, что заставляло нас торопиться, чтобы побыстрее уйти с открытой местности. В какой-то момент заметили следы человека, который шёл прямо нам навстречу, скорее всего, со стороны Узлового, а сейчас он наверняка сидел в балагане. Как только мы вошли в лес, погода стала постепенно налаживаться, метель сменилась туманом, и идти стало немного веселее, тем более навигатор показывал, что очередная цель похода в виде пещеры Амбицуковой располагается уже совсем недалеко. Ещё до пещеры произвели впечатление прикрытые снегом здоровые карстовые воронки, одна из которых, может быть, является шахтой Ароматной (координат не было, надо уточнить).
       Что же, навигационные приборы на этот раз не ошиблись. Несмотря на мою неуверенность в том, что вход расположен у меня под ногами, спустившись с небольшого уступа, передо мной показалось небольшое отверстие, которое без чётких координат найти практически невозможно. Это оказался так называемый, «правильный» вход, через который гораздо легче проникнуть в пещеру, чем через огромную дыру в скале, которую хорошо видно издалека, но добраться до неё без навыков скалолазания тяжеловато.
       На осмотр пещеры нами было потрачено, наверное, около часа, хотя это время пролетело очень незаметно, что неудивительно для подземелий. Выбравшись наружу, мы продолжили спуск в каньон Ходзя и вскоре упёрлись в довольно крутую стену из скользких камней, покрытую мокрым снегом. Как и предыдущей группе в начале апреля, нам пришлось навесить страховку и спускаться с её помощью. Особых трудностей спуск не вызвал, но, как только мы сняли верёвку, выяснилось, что мой навигатор каким-то образом выпал из чехла и остался наверху. Все попытки забросить шнур обратно потерпели неудачу, и мне на свой страх и риск пришлось карабкаться наверх по стенке в десяти метрах левее. Найдя прибор и спустившись повторно по навесным перилам, продолжили движение вниз и через несколько минут без особых приключений добрались до реки. А вот на реке нас эти самые приключения и поджидали. Не найдя подходящего места для перехода вброд, Женя решил форсировать водную преграду по бревну, лежащему поперёк самого глубокого участка русла. Чем это закончилось, Вы, уважаемые читатели, думаю, сами догадаетесь. Я, конечно, здорово перепугался, когда тело товарища скрылось под водой, ещё больше – когда он в состоянии аффекта выбегал из реки. Но, как выяснилось, бежал он так всего лишь от холода, поэтому, чтобы не мёрзнуть, пришлось далее передвигаться почти бегом, благо, обувь промокла настолько, что разуваться при переходе вброд смысла не было. Через полчаса передвижения по руслу мы уперлись в скальный прижим: видимо, здесь и начинался знаменитый каньон Ходзя, и далее преодолеть его можно было только вплавь. Плавать по морозу никому не хотелось, да и навигатор показывал, что надо загребать левее, поэтому нами было принято единогласное решение обходить каньон и карабкаться вверх по скользкой, покрытой снегом траве, куда вёл записанный в начале апреля трек. Не знаю, как поднималась здесь предыдущая группа, но я в какой-то момент думал, повиснув на одной руке, думал, что сейчас сорвусь, и финал похода будет трагичным. Как я узнал уже после возвращения домой, нормальный обход там есть, он находился чуть-чуть выше, но в ущелье прибор, скорее всего, немного нас обманул.
       Так или иначе, всё закончилось благополучно: нам удалось взобраться на гребень, а по нему мы вскоре вышли на заросший волок, приведший нас к развезённой тяжёлой техникой дороге, по которой нам и предстояло идти дальше. Видимо, именно по этой колее и можно заехать на Фирсову поляну. Поднявшись на водораздел Ходзя и Сахрая, свернули с дороги, как указывал трек, и начали спускаться в сторону Тайваня. Погода здесь начала меняться в лучшую сторону: туман рассеялся окончательно, над головой появилось чистое небо, да и снег повсюду начал таять и падать с деревьев, создавая шумовой фон, отдалённо напоминавший дождь. В связи с улучшением погоды решили сделать привал и пообедать. Правда, продлился привал недолго: стоять на месте в мокрой одежде было, скажем так, не совсем приятно, поэтому, наскоро перекусив, продолжили переход. На высоте около 1100 метров снег исчез полностью и о непогоде напоминал лишь разлившийся малый Сахрай да лужи на идущей вдоль него колее (назвать это дорогой у меня поначалу язык не поворачивался). Так или иначе, но к четырём часам нам удалось добраться до Тайваня, откуда позавчера мы ушли по Большому Сахраю наверх. На этом участке основная часть похода была завершена: окончательно записан трек – выяснилось, что с начала похода мы прошли 34 километра, а отсюда до машины оставалось чуть более девяти, что в совокупности перевалит за сорок. Поэтому, решили не задерживаться, и, сделав небольшой привал, пошли в сторону цивилизации.
       По моим подсчётам дойти до посёлка мы должны были максимум часа за три, однако сделать это нам помешали некоторые не учтённые ранее обстоятельства. Во-первых, идя почти без отдыха, мы изрядно устали, ноги просто не хотели слушаться. Во-вторых, сухая прежде дорога превратилась по большей части в глиняную жижу, которую за выходные изрядно помесили местные лесовозы, отчего иногда, вместо того, чтобы идти, приходилось буквально плыть по грязи. Единственное, что приносило облегчение ногам, хоть и кратковременное, так это броды, которые мы переходили, уже не разуваясь. Здесь следует сказать о том, что за выходные уровень воды немного поднялся, и переправляться стало сложнее. В одном месте я чуть не улетел по течению на Сахрае, а Куна вообще превратилась в бурлящий поток воды с глиной и камушками, очень интересно было наблюдать как это всё вливалось в чистую воду Сахрая.
       Тем временем, солнце начало прятаться за горами, а силы заканчиваться. До посёлка оставалось не более полукилометра, а я уже окончательно «сдох»: ноги еле передвигались. Единственные два момента, придавшее мне немного сил это появившиеся из-за пригорка огни посёлка и среднеазиатская овчарка, выбежавшая вслед за нами с уже знакомого двора под крики хозяев: «Не бойтесь, она не кусается, поиграется и убежит!» К месту стоянки машины мы подошли уже в полной темноте. Еле хватило сил на то, чтобы переодеться, запихнуть рюкзаки в багажник (как обычно после похода они стали больше). Поговорив с хозяевами, узнали, что все три дня в посёлке шёл дождь, обрадовались, что для нас он оказался снегом. Смешно было видеть ситуацию, когда Женя, узнав, что все магазины в округе закрыты, просил у хозяйки сигарету. Стоит сказать, что не только закурить, но и на чай нас приглашали, но мы вежливо отказались – очень уж хотелось быстрее попасть домой, поэтому, в 21:30 попрощавшись с местными жителями, поехали в сторону Краснодара. Около двух часов подъехали к моему дому и я, попрощавшись с Женей, пошёл спать.

Выводы:

• В походах по снегу гораздо больше положительных моментов, чем отрицательных.
  • Погода немного подвела: из-за плохой видимости и метели вершину Большого тхача и несколько пещер пришлось оставить на следующий раз. Зато есть повод вернуться.
  • Зря мы вернулись на день раньше, пропустили несколько замечательных водопадов в верховьях Ходзя (об этом, правда, я узнал уже после похода).
  • Надо немного пересмотреть раскладку: уж очень много лишней еды я на этот раз взял.
  • Обувь, пострадавшую от костра ни в какой ремонт не приняли, пришлось отнести на помойку.

Ну вот и всё! Как бы там ни было массив Тхача таит в себе ещё великое множество достопримечательностей и загадок и, конечно,стоит того, чтобы хоть раз там побывать!

Случайный отчёт:

02.11.2013 - 04.01.2014 Осенью на Семиглавой.

Случайное фото:

Статистика:

Экстремальный портал VVV.RU

© Ближе к природе 2008-2024.