Трёхпещерье в долине Аюка 27.05.2012.
ГлавнаяТрёхпещерье в долине Аюка 27.05.2012.

ГлавнаяСтатьиОтчётыГалереяФорумТрекиНовостиСсылкиО сайте

ОтчётыФотоТрек

Перед бродом через Аюк всё же пришлось затормозить. Как и следовало ожидать, уровень воды в нём был немного больше, чем обычно. Одновременно с нами около места переправы оказался мужчина не мопеде (по всей видимости – лесник), которому также, как и нам надо было оказаться на другом берегу реки. Поэтому для начала я решил посмотреть глубину относительно мопеда. Что ж, вполне проходимо и для авто, что доказали и мопед и проехавший навстречу УАЗ. И вот, высадив на всякий случай пассажиров, я погнал машину в водный поток. И ничего, выбралась моя семёрка, преодолела водную преграду без проблем. Остальные члены группы перешли Аюк вброд, и мы продолжили движение по дороге, качество которой оказалось очень даже приличным до следующего брода, находящегося немного дальше поворота на Поднавислу. Второй брод был образован той же речкой, что и первый, но показался почему-то глубже. При попытке переехать и его, автомобиль чуть было не закопался носом в воду, так что пришлось резко сдать назад и от дальнейшей поездки отказаться. Загнали мы наш маленький танк в кусты, собрались, перешли брод, обулись и пошли по дороге, которая оказалась настолько разбитой, что переезжать реку, пожалуй, и не было никакого смысла.
       Вот так начался наш поход выходного дня. Всё бы хорошо, только погода поначалу не сильно радовала: с неба то и дело капала вода. Вообще до этого в течение суток по краю полоскали дожди. Но есть такая примета: чем сильнее дождь, тем больше воды и тем меньше народу на улице. Так почему же не поехать в горы и не посмотреть на водопады? Самое время! Поэтому нашей целью сегодня и был каскад Аюкских водопадов.
       После развилки на Бурлаченкову щель речку перелезли в очередной раз уже не разуваясь, да и дождь начал сходить на нет. Зато дорога местами сделалась совсем уж непроходимой. Чтобы не тонуть по уши в грязи, нужно было искать путь по обочинам и тропам вдоль колеи. Дима даже начал рассказывать про то, как он не любит район Горячего ключа из-за грязи, и что он бы с удовольствием ушёл подальше в лес. Такая возможность вскоре представилась: подход к нижнему водопаду начинался именно тропой от большой поляны на левой стороне дороги. Тропа была тоже далеко не сухой, но довольно чистой и приятной для прогулок, отчего скорость нашего передвижения возросла. Остановились только на симпатичных порогах, которые нельзя было не сфотографировать по большой воде.
       А тем временем шум воды в реке нарастал, что означало приближение к нижнему Аюкскому водопаду. Вот он – красавец. Не зря мы после дождя сюда пришли. Зрелище куда более впечатляющее, чем по жаре. Вдоволь насмотревшись на водопад, собрались идти дальше, да вот только как? В прошлом году по руслу ходили, а сейчас там только проплыть можно. Но сбоку от скал вверх поднималась неплохая тропка, по которой можно быстро попасть на дорогу. По ней все и пошли, только я избрал «короткий» путь, чтобы осмотреть какую-то дыру в скале. И мало того, что дыра эта оказалась только лишь полуметровым гротом, так ещё и выше неё никак было не пролезть, пришлось спускаться назад и бежать наверх за уже успевшими меня потерять товарищами.
       Вскоре мы снова спустились к руслу реки, чтобы увидеть верхний водопад. Его красота, как и предыдущего, была усилена количеством воды, так что все кинулись делать фотографии, но я не торопился. Дело в том, что около этого водопада располагается один интересный объект: Малая Фанагорийская пещера. Учитывая мою страсть к спелеологии, я первым делом полез туда. Катя, которой не терпелось посмотреть на подземелья, полезла сразу за мной.
       Каждый раз, оказываясь в пещере, испытываешь массу эмоций, описать это довольно трудно. Казалось бы, сорок метров в длину, раньше уже тут был, а всё равно радостно, как в первый раз. А вот, Катя полезла действительно в первый раз, представьте себе, с каким удовольствием она через шкуродёр перелазила! В общем, впечатлений всем хватило: и новичкам и не очень. После нас внутрь пошли Дима с Александром, а мы остались ждать их снаружи, любуясь водопадом. Когда довольные лица второй группы спелеологов показались из трещины, мы начали собираться в дальнейший путь, а точнее, искать подъём на водопад. Назад на дорогу мы не пошли потому, что в планах был поиск ещё одних водопадов: на ручье Берендеевом.
       Ручей этот впадает в Аюк немного выше верхнего водопада и Малой Фанагорийской пещеры. В поисках обхода воды, мы углубились немного в лес, где нашли набитую тропу с синей маркировкой, уходящую, скорее всего, на Поднавислу. По ней и спустились к устью ручья, вверх по течению уходила тропка, прятавшаяся среди папоротников и густой травы. Честно сказать, я на тропу тут вообще не рассчитывал. Но раз она есть, то почему бы по ней не пойти. Так и шли мы против течения, исследуя глазами склоны на берегах, а вдруг заметим вход в пещеру Рождественскую, который располагается где-то тут. Не нашли, только в одном месте попался интересный вывал породы в виде огромной квадратной глыбы. Зато нашли водопады: один совсем небольшой, а второй – метра четыре в высоту. В этом месте тропа заканчивалась, а склоны вокруг выглядели неприветливо, как-то крутовато. Лезть выше по течению не стали, оставили это на следующий раз, ведь сегодня были ещё кое-какие планы. Сфотографировавшись в одном из местных гротов и среди папоротников, пошли обратно к основной дороге, и в час дня уже стояли на ней.
       Наш дальнейший путь лежал в сторону Большой Фанагорийской пещеры, до которой отсюда оставалось немногим больше трёх километров. Но и это не всё: надо забежать на Мощёный ручей, посмотреть на местный водопад, так что, дойдя до устья Мощёного, свернули на него. Тут было решено пообедать, в связи с чем все стали доставать из рюкзаков еду. Теперь-то я понял, зачем Саша такой рюкзак большой взял: накануне сказали Кате приготовить еды, так она постаралась на славу. С голоду не помрём, наверное, неделю! Пообедали и двинулись вверх по ручью. Как ни странно, водопада как такового не оказалось даже в столь дождливое время, скорее всего из-за варварских вырубок в бассейне ручья. Всё русло выше "Мостовой" было завалено обрезками спиленных деревьев самого разного размера. Очень жаль, что с отходами производства нынче поступают так. Полезли выше, преодолевая завалы. Смутила меня кое-где появляющаяся тропа. Раньше в этих местах мало кто ходил, но с тех пор, как заварили кашу насчёт Кошачьей пещеры, на её поиски устремляется слишком много народу. Только бы не постигла её судьба большой Фанагорийской. Будет так или нет – время покажет, всё зависит от бережного отношения человека к природе. Кусты, кусты, листья, ветки – вот он. Вход, незаметный практически ни с русла, ни со склона. Бросаем вещи и идём вниз. В прошлом году я впервые побывал здесь, так что подробности описывать не буду: мало что с тех пор изменилось.
       После осмотра Кошачьей, выползаем назад по узкой щели. И вот, впереди показались лучи дневного света. Значит, выход близко. А вот и небо. Дима уже сидит и ждёт, пока мы вылезем на поверхность. Выбрались, передохнули, и, посмотрев на часы, поняли, что провели внутри сорок минут! Как же незаметно летит время в подземном царстве. Надо торопиться, уже как-никак четыре часа, а нам предстоит залезть и в самую большую из известных здесь пещер – Большую Фанагорийскую. В ускоренном темпе спустились мы по ручью вниз и за несколько минут добежали до поляны недалеко от входа.
       Стоя у входного отверстия, имеющего почти круглую форму, я как-то замёрз. Здесь всегда сквозняк. Так что одеться пришлось потеплее, а затем, припрятав вещи около входа, мы пошли внутрь. Пещера эта сильно пострадала от посетителей с факелами и вандалов, однако не утратила своей изюминки. Два часа мы лазили по изогнутой трещине, заглядывая во всевозможные ответвления. В одно из них я не смог пролезть и оставил на следующий раз. Отложили мы и осмотр норы, по которой надо было ползти по-пластунски, так как по дну протекал холодный ручеёк. В общем, получили о пещере много новой информации, придётся обновить описание. К сожалению, надо было возвращаться на поверхность, так как нам предстоял обратный путь к оставленной в лесу машине. Вылезли наружу, погрелись после подземной прохлады, перекусили и пошли обратно.
       Почему-то казалось, что идём мы медленно, хотя на самом деле мы неслись с приличной скоростью, несмотря на периодические провалы в глину кого-нибудь из участников похода. Поначалу на разговоры, казалось, не было никаких сил, но потом все начали что-нибудь по очереди рассказывать, так, беседуя, добежали мы до Аюкских водопадов. В этом месте Катя убежала немного вперёд, я даже пошутил, мол, что же будет, если на дорогу выскочит животина, что в сумерках часто бывает. Реакция Кати была довольно спокойной, даже радостной, так как животные не заставили себя ждать, в данном случае это был большой рыжий заяц. Дальше, проходя мимо поляны на месте бывшего аула, нам попалась лошадь, которая какое-то время шла за нами, выпрашивая какое-нибудь лакомство. Вот и поворот на Бурлаченкову щель. Очевидно, что воды в реке действительно за день поубавилось, ибо перепрыгнули мы ручей, даже не заметив. Оставалось совсем немного до брода через Аюк, а там и транспортное средство, и мой забытый телефон, на который Лина звонила, наверное, не меньше двадцати раз. Так или иначе, к броду мы подошли почти в полной темноте и, обрадовавшись падению уровня воды, перебежали его не разуваясь.
       Автомобиль ждал нас в том месте, где мы его оставили в целости и сохранности. Переодевшись, и позвонив по домам (мне до этого звонили 18 раз), выехали по направлению к Краснодару, с лёгкостью перекатившись через казавшийся сомнительным с утра первый брод. К одиннадцати часам доехали до города. На этом наши приключения на тот день и закончились. Хочу сказать спасибо всем участникам данной вылазки и природе за отсутствие осадков.

Случайный отчёт:

04.10.2012 - 07.10.2012 Осенние Тхачи.

Случайное фото:

Статистика:

Экстремальный портал VVV.RU

© Ближе к природе 2008-2024.