Приключения мои начались накануне вечером, когда я решил распечатать карту предполагаемого маршрута. О том, что в принтере закончились цветные чернила, я знал и на чёрно-белый вариант в связи с этим был согласен. Но что-то пошло не так, и вместо нормальной карты получилась какая-то полустёртая, с плохо прорисованным рельефом. Отключив принудительно печать в цвете, я предпринял вторую попытку, но… Закончилась бумага. Вернее, так считало устройство, ибо бумага в лотке была. Полчаса танцев с бубном так ни к чему и не привели, поэтому, оставив себе плохо пропечатанный нижний лист, верхний в виде изображения был скопирован в телефон, откуда его предполагалось лицезреть в критических ситуациях.
24.04.2012. День 1.
Продолжились мои приключения и на следующий день на вокзале, когда при покупке билета до Небуга в кассе мне сообщили, что остановка будет только в Туапсе, а в требуемом мной населённом пункте сделать этого никак нельзя. Вот так-то, а я специально сюда пришёл, не поехав на поезде, чтобы быстрее было. Ладно, что теперь делать, хоть на побережье из окна автобуса посмотрю, а то я на участке от Лермонтова до Туапсе никогда и не был. Сев в автобус, уже на первых метрах стало ясно, что поездка запомнится надолго: подвеска у этого транспортного средства не ремонтировалась, видимо, несколько сотен тысяч километров, поэтому на каждой кочке возникали перегрузки как в самолёте, но в придачу сопровождающиеся диким стуком и скрипом. Казалось, что вот-вот колёса не выдержат и отвалятся. Однако же, на участке Краснодар-Джубга мне даже удалось поспать, видно, сказался ранний подъём. Далее после получасовой остановки в Джубге и жуткого серпантина мы кое-как доехали до конечного пункта назначения, наотрез отказавшись останавливаться и доставать мой багаж в Небуге. Знал бы, что так будет, поехал бы с утра на скоростной электричке.
Но вот я и на автостанции в Туапсе. Время – половина первого, так что первым делом я кинулся в кассу, чтобы приобрести билет для дальнейшего путешествия. Тут мне повезло: автобус до Небуга отходил через сорок минут, ждать долго не пришлось, и вот, в два часа дня я наконец-то вышел на автобусной остановке, мимо которой уже сегодня проезжал. Надо было торопиться, ведь я планировал в это время быть уже где-то у устья Понежины, но, как всегда возникла непредвиденная задержка. Как я уже говорил, раньше в этих местах мне быть не доводилось, поэтому главной задачей изначально было найти выход из посёлка вверх по реке. Дойдя до поворота к местной школе, я наткнулся на развилку, на которой одна дорога уходила влево вверх, а другая шла вниз через реку. Чтобы поиск пути не затягивался, я решил спросить дорогу у местных жителей, один из которых как раз шёл навстречу. Молодой человек сказал, что путь вверх по течению Небуга лежит по левой дороге: «Там будет пасека, потом родник, сразу увидишь». Поблагодарив парня за совет, я направился в указанном им направлении и вскоре, пройдя дворы с надписью «ДЖИПИНГ», оказался у каких-то развалин на окраине деревни, рядом с которыми стоял прицеп с ульями. Поняв, что иду по правильному пути, я поспешил удалиться подальше в лес, но тут был атакован несколькими пчёлами, пытавшимися ужалить меня за волосы! Пока отбивался от напавших насекомых, заметил слева тропу на родник, что также убедило меня в верности пути.
Посёлок остался позади вместе с развалинами, пчёлами и родником. Я оказался в лесу на разбитой джипперами дороге. Ответвлений на этой дороге не было, поэтому я спокойно шёл дальше, радуясь, что наконец-то вырвался на природу. И так бы и шёл, если бы не смутило меня совсем небольшое количество воды в реке! Ещё стоя на развилке в посёлке, я думал пойти направо, но попавшийся мне местный житель так уверенно указал путь, что я всецело доверился ему и пошёл сюда. Да и дорога с многочисленными следами машин и лошадей есть, видно, что туристов возят регулярно даже сейчас, хоть ещё и не сезон толком. Всё-таки странно как-то река начинает поворачивать на запад. Достав карту, я понял, что лучше бы я местных не слушал! По левому берегу реки должна идти линия электропередач, которой тут и близко не было, так что я ушёл в соседнюю щель, что и объясняет малое количество воды. Не знаю, куда вела дорога, идя по которой, я тут оказался, но мне надо было уходить в долину, располагающуюся восточнее. Можно было, конечно, вернуться в деревню, пока недалеко ушёл, но нежелание общаться с местными по новой победило, и я начал штурмовать водораздельный хребет, высота которого, если верить карте, не превышала в этом месте трёхсот метров. Так начался мой первый в этом походе подъём по довольно крутому склону без всякой тропы. Дался он мне тяжеловато, но это оттого, что я никак не рассчитывал сегодня на преодоление таких препятствий. Уже через час я был на вершине гребня, высота которого в точности совпала с картой. Здесь проходила звериная тропа, по которой я прошёл около ста метров на север в поисках более удобного места для спуска. Перед тем, как начать спускаться, я сел отдохнуть, и тут впервые в этом походе услышал шорох от осторожно поднимающейся животины. Решив посмотреть, кто это, я затаился и стал ждать, но, видно, был учуян, так как вскоре шорохи на тропе прекратились, и никто ко мне так и не вышел. Отдохнув, я начал спускаться в долину Небуга, мимо которой так досадно промахнулся в самом начале. И вот тут мои приключения продолжились: склон оказался настолько крутым, что в одном месте я даже задумался о верёвке, два раза пришлось съезжать на пятой точке по прошлогодним листьям. Но через сорок минут я всё-таки сидел на гальке в русле нужной мне реки, воды в которой было теперь даже слишком много.
Немного передохнув, начал я думать, как же мне пробираться по дороге, оставаясь сухим, ведь последняя то тут то там уходила в русло реки. Сначала трудностей особых не было, так как местные протоптали отличную тропу поверху, а на одной из возвышенностей даже облегчили передвижение вбитыми в землю деревянными кольями. Кстати, с этого места вид на долину Небуга был как нигде более замечателен, но фотографировать его я не стал: очень торопился, а фотоаппарат был в рюкзаке. Но вот, в один прекрасный момент дорога исчезла. Видимо, она ушла куда-то глубоко под воду, а я, пробираясь по камням, этого не заметил. В поисках обхода я пошёл по волоку вдоль оврага, образованного небольшим правым притоком, и наткнулся на пасеку, обойти которую можно было только по заболоченному подлеску, что мне и пришлось делать. Пробираясь через поваленные деревья, я думал: «Хорошо, что собак на пасеке нет, а то бы такой лай подняли», - сразу же вслед за моими мыслями за забором показалась немецкая овчарка, проводившая меня звонким лаем, так что остаться незамеченным для пасечника мне не удалось. В очередной раз оказавшись на берегу, я услышал приближающийся звук какой-то моторизированной техники. Спрятавшись в прибрежных зарослях, в течение следующей минуты я мог лицезреть едущий по руслу трактор (так вот, где дорога проходит), в котором сидело не менее пяти местных жителей, в которых было не менее, чем по пол литра спирта. Общаться с такими людьми мне совсем не хотелось, поэтому мой путь вверх по течению был продолжен после того, как трактор скрылся за поворотом.
Вот и Понежина. Изначальный план был уйти по ней наверх и посмотреть на водопады Хошепса, но время сильно поджимало из-за позднего приезда и блуканий в соседней щели, так что просмотр этих водопадов решено было отложить на другой раз. Чтобы преодолеть Понежину, мне всё же пришлось разуваться, ибо перескочить речку по камням глубина нигде не позволяла. Дальше дело с бродами обстояло не лучше, так как тропа шла только до поляны на слиянии рек, именуемой на карте, как «Кочёвка Бондаренко». Отсюда колея уходила в русло реки и на обозримом участке из него не выходила. Как раз в этом месте перпендикулярно реке проходит линия электропередачи, вдоль которой лес, будучи вырубленным, зарос молодой порослью. Попытка пробраться через густой молодняк, густо переплетённый колючками, ни к чему кроме множества царапин не привела. Тогда пришлось превратить вторую пару обуви в «бродоходы». Шлёпая в сандалиях по холодной воде, я был несказанно рад, что взял их с собой, а то ведь сомневался, стоит ли нести дополнительную тяжесть.
Около часа я то и дело переходил реку с одного берега на другой. Солнце давно зашло за горную цепочку, а по плану надо бы пройти ещё километра четыре. Гулять по темноте мне не очень хотелось, поэтому я прикинул, что если двигаться так, как сегодня, то завтра я эти километры и не замечу. А тут будто специально слева появилась маленькая полянка в лесу аккурат под палатку. Как же можно было не остановиться на ночлег. Пока развернул лагерь, начало темнеть, ужинал уже ночью. Так как на следующий день планировал я встать в шесть часов, что в обычной жизни для меня ну очень рано, решил ложиться спать. Но спать не хотелось. Немного болела голова то ли от усталости, то ли от свежего воздуха и массы впечатлений. Я долго ворочался с боку на бок, но заснуть не удавалось. Вдруг я услышал звук приближающейся по руслу машины, это даже заставило меня подняться и выглянуть наружу, но транспортного средства я так и не увидел: скорее всего, оно спустилось сверху по одной из лесовозных дорог к посёлку. Когда шум мотора затих, я глянул на часы, думая, не пора ли вставать. Но к огромному моему удивлению времени было только без двадцати час! Надо же, я думал, что уже утро! Я снова забрался в спальник, и тут со мной в очередной раз что-то произошло: я не помню, как отключился и проспал до самого утра.